МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Отдел образования МО «город Свирск» МОУ «СОШ №4 г. Свирска» УТВЕРЖДЕНО . Директором ________________________ Вильданова А.А.. Приказ №152/1-0 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 8 классов Учитель Малащенко Анастасия Александровна г. Свирск 2023 2 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 8 класса разработана в соответствии: с программой «Музыка. 5- 8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М.: Просвещение, 2017г. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: Для учащихся: Учебник «Музыка 8 класс»/ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева – Москва: “Просвещение”, 2020. Для учителя: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: 5-8 классы: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Крицкая. М. : Просвещение 2017. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; — целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; — компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; — коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; — участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей; — признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; — эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: — умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; — умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3 — умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; — умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; — формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: — степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; — сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; — становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; — сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.); — воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства; — расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; — овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; — приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ; — сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Место учебного предмета в учебном плане. На изучение музыки отводится 34 часа (1 час в неделю). 4 Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс. тема I полугодия: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов 1. Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный). 2. В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. 3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. 4. В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. 5. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. 6. Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки. 7. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» - зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. 8. Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». 9. Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для 5 характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. 10. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф. 11. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». 12. В концертном зале. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского, симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. 13. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». Проектная работа 14. «Музыканты – извечные маги» Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы) 15. Защита проекта. 16. Обобщающий урок- викторина. Тема полугодия. «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 18 часов 17. В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы) 18..Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. 19. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. 20. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки. 21. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. 22. Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки. 23. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось» 24. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». 25. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». 26. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве. 27. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. 6 28. Музыка в храмовом синтезе искусств.Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. 29. Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный. 30. Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм». 31.Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру. 32.Музыкальные завещания потомкам. 33. Исследовательский проект. Защита. 34. Обобщающий урок по второму разделу. Тематическое планирование: № Разделы и темы Количество часов Раздел: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»16 часов 1 1 Классика в нашей жизни. 2 В музыкальном театре. Опера 1 3 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» 1 4 В музыкальном театре. Балет. 1 5 В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» 6 Мюзикл «Ромео и Джульетта». 1 7 Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» 1 8 Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». 1 9 Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. 1 10 Музыка в кино. Музыка немого кино. 1 11 Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». 1 «Человек есть 13 В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского, симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». 14 Музыканты – извечные маги» 12 1 1 1 1 7 15 Защита проекта. 1 16 Обобщающий урок- викторина. 1 Раздел: «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»19 часов 17 В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 1 18 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. 1 19 Портреты великих исполнителей. Елена Образцова 1 20 Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. 1 21 Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. 1 22 Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки. 1 23 Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось» 1 24 Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. 1 25 Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». 26 27 28 29 «Кошки». Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально - драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный. 1 1 1 1 1 31 Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм». Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру. 32 Музыкальные завещания потомкам. 1 33 Исследовательский проект. Защита. 1 34 Обобщающий урок по второму разделу. 1 ВСЕГО 34 30 1 1 8 8