Музыка 8 ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Отдел образования МО «город Свирск»
МОУ «СОШ №4 г. Свирска»

УТВЕРЖДЕНО
. Директором
________________________

Вильданова А.А..
Приказ №152/1-0
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 8 классов

Учитель Малащенко Анастасия Александровна

г. Свирск 2023
2

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 8 класса разработана в соответствии:
с программой «Музыка. 5- 8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М.: Просвещение,
2017г.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического
комплекта:
Для учащихся: Учебник «Музыка 8 класс»/ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева – Москва: “Просвещение”, 2020.
Для учителя: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской:
5-8 классы: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Крицкая.
М. : Просвещение 2017.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они
должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств
других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность
или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей
духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного
развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой
культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а
также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и
анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание
проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного
искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной
терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой
в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и
исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение музыки отводится 34 часа (1 час в неделю).
4

Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс.

тема I полугодия:
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов
1. Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика
жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого.
Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок.
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с
выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту
поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный,
индивидуальный).
2. В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического
действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и
углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе
взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком
музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый
русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы:
народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов
драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев
(сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской
истории.
4. В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле.
Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль
Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на
знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития
образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете:
классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа
драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
5.
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Человек есть тайна».
Рок-опера
«Преступление и наказание»
Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы.
Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и
серьёзная музыка.
6. Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.
7.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» - зарисовки для
симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние.
Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных
эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
8.
Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
9. Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. Музыкальные
зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская
сказка». Музыкальные образы героев оркестровой
сюиты. Полистилистика Термин
«драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных
жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для
5

характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной
драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по
принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии
музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
10. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.
11. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
12. В концертном зале. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая
музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского, симфония №1
(«Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
13. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». Проектная работа
14. «Музыканты – извечные маги» Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и
Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и
полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов
(Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей
драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров
джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный
анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две
народные драмы)
15. Защита проекта.

16. Обобщающий урок- викторина.
Тема полугодия. «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 18 часов
17. В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и
полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов
(Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей
драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров
джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный
анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две
народные драмы)
18..Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное
противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных
эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
19. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.
20. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки.
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия
музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития,
как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать
представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.
21. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
22. Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
23. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
24. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.
«Кошки».
25. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
26. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
27. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
6

28. Музыка в храмовом синтезе искусств.Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов.

Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.
Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами
духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных
композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения»
С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей
отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении
музыкального образа.
29. Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы
Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами
духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных
композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный.
30. Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
31.Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.
32.Музыкальные завещания потомкам.
33. Исследовательский проект. Защита.
34. Обобщающий урок по второму разделу.

Тематическое планирование:
№

Разделы и темы

Количество часов

Раздел: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»16 часов
1

1

Классика в нашей жизни.
2

В музыкальном театре. Опера

1

3

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

1

4

В музыкальном театре. Балет.

1

5

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.
тайна». Рок-опера «Преступление и наказание»

6

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

1

7

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта»

1

8

Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки
для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме
Г.Ибсена «Пер Гюнт».

1

9

Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита»
А.Шнитке.

1

10

Музыка в кино. Музыка немого кино.

1

11

Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

1

«Человек есть

13

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.
Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония №5
П.Чайковского, симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева.
Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…».

14

Музыканты – извечные маги»

12

1

1

1
1

7

15

Защита проекта.

1

16

Обобщающий урок- викторина.

1

Раздел: «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»19 часов
17

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж.
Гершвина «Порги и Бесс»

1

18

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

1

19

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

1

20

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

1

21

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

1

22

Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств.
Синтез архитектуры и музыки.

1

23

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»

1

24

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.

1

25

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».

26
27
28

29

«Кошки».

Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в
музыкальном творчестве.
В
концертном
зале.
Симфония
№7
«Ленинградская»
Д.Д.Шостаковича.
Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха
Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное
зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать
музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной
музыки, познакомить с вокально - драматическим творчеством
русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный.

1
1
1
1

1

31

Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в
храм».
Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.

32

Музыкальные завещания потомкам.

1

33

Исследовательский проект. Защита.

1

34

Обобщающий урок по второму разделу.

1

ВСЕГО

34

30

1
1

8

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».