РП по русскому языку 8 вид 5 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Русский язык»
(уровень: специально- коррекционное обучение)
5 класс
Учитель: Кокорева Ольга Ивановна

г. Свирск

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» для 5 класса
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, авторы:
Воронкова ВВ., Петрова М.Н., Эк В.В., Алышева Т.В., Кмытюк П.В., Сивоглазов
В.В.И., Шевырева. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора
Воронковой В. В., М. «Владос» 2019 и учебников «Русский язык» под редакцией
Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской 5 класс
Цели образовательно-коррекционной работы
Формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком
в разных сферах речевого общения.
Основная цель: подготовка детей к жизни в современном обществе, усвоение
основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса),
лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка,
суффикс, окончание)
Задачи предмета:
 Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
 Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых
умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме;
 Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных
типов;
 Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому
особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Общая характеристика учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся
у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку
используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности,
воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип
систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над
значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и
над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован
разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся
являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные,
зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,
письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед
написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится

контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания,
контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ
(контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических
заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 5 классе — диктанты (тексты для
контрольного списывания).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на
опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на
основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений,
классификацию слов по грамматическим признакам. Задания для учащихся создаются
в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5 класса. Оценка
знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ
учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Диагностика основных знаний,
умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в
таблице. На уроках русского языка используются следующие методы урока:
-словесные — рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные — наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические — упражнения, карточки, тесты
Описание место учебного предмета в учебном плане
Тематическое планирование рассчитано на 5 часов в неделю, что составляет 170
учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник
«Русский язык» под редакцией НГ. Галунчиковой, ЭВ.Якубовской 5 класс для
специальных коррекционных учреждений 8 вида.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Русский язык»











Учащиеся научатся:
Правильно произносить алфавит;
Способам проверки написания гласных и согласных (путем изменения
формы слова).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на
письме; подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных
путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
Предложение.
Звуки и буквы.
В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое
внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово.
В 5-классе начинается систематическое изучение элементарного курса
грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на
обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются
навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и
приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор,
сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи.
Изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки
практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации
словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с
психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Одновременно
закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Текст.
При изучении темы «Текст» у учащихся 5класса формируются следующие
умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о
ком или, о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы
(основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном
предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из
ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя
закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами
рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты:
исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном
употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.
Связная речь.
Большое внимание в 5 классах уделяется формированию навыков связной
письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием
излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется
постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного
произношения. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным
текстом создают основу, позволяющую учащимся 7-9 классов овладеть такими видами
работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение
осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается
формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого

изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и
др.).
В 5 классе также обращается внимание на графические навыки.
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения,
точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов,
данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения,
точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов,
данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных буквами Ь,Е,Ё,И,Ю,Я.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Текст. Различение текста и не текста.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на
конце слов.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на
конце слов.
Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных гласных путем изменения слова.
Определение темы текста. Заголовок.
Изложение « Случай на уроке».
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
Работа над ошибками.
Выражение в предложении законченной мыслью.
Распространение предложений.
Распространение предложений.
Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении.
Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении.
Главные члены предложения. Сказуемое.
Главные члены предложения. Подлежащее.
Главные и второстепенные члены предложения.
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.
Различение предложений по интонации. Вопросительное предложение.
Восклицательное предложение.
Предложение. Составление предложений.
Предложение. Составление предложений.
Контрольный диктант по теме «Предложение».

1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Работа над ошибками.
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Практические упражнения в нахождении и обозначении корня в словах.
Практические упражнения в нахождении и обозначении корня в словах.
Включение однокоренных слов в предложение.
Окончание.
Окончание. Практические упражнения в нахождении и определении
окончания.
Сочинение по картинкам.
Приставка как часть слова.
Образование слов при помощи приставок.
Образование слов при помощи приставок.
Приставка и предлог.
Сочинение по серии картинок.
Суффикс как часть слова.
Образование слов при помощи суффиксов.
Образование слов при помощи суффиксов.
Урок закрепления знаний по теме.
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.
Слово-корень с ударной гласной.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Звонкие и глухие согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне слов.
Правило проверки звонких и глухих согласных в корне слова.
Правило проверки звонких и глухих согласных в корне слова.
Проверяемые гласные и согласные в корне слова.
Непроверяемые написания в корне.
Непроверяемые написания в корне.
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
Урок закрепления по теме.
Контрольный диктант по теме « Правописание гласных и согласных в корне».
Работа над ошибками.
Части речи. Текст.
Название предметов, действий, признаков.
Понятие о частях речи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112

Существительное.
Глагол.
Прилагательное.
Различение частей речи по вопросам и значению.
Сочинение по вопросам «Отзыв о прочитанной книге».
Употребление различных частей речи в предложении и тексте.
Урок закрепление знаний по теме.
Контрольный диктант по теме « Части речи».
Работа над ошибками.
Имя существительное. Значение имен существительных в речи.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные существительные.
.Правописание имен собственных.
Правописание имен собственных. Закрепление.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Изложение « Вьюга в лесу».
Анализ изложения, работа над ошибками.
Понятие о единственном и множественном числе существительных.
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
Изменение существительных по числам.
Род существительных. Знакомство с понятием рода.
Существительные мужского рода.
Существительные мужского рода.
Существительные женского рода.
Существительные женского рода.
Существительные среднего рода.
Существительные среднего рода.
Различение существительных по родам.
Различение существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний.
Урок закрепления и повторения знаний.
Контрольный диктант по теме : « Имя существительное».
Работа над ошибками.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.
Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных мужского рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных женского рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных среднего рода.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154

Окончания прилагательных среднего рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Закрепление
материала.
Изменение прилагательных по родам.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Изложение « Ненадежный хвост».
Урок повторения и закрепления знаний по теме: «Прилагательное».
Контрольный диктант по теме: « Прилагательное».
Работа над ошибками.
Глагол. Значение глаголов в речи.
Различение действий, обозначаемых глаголами.
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме: «Глагол».
Работа над ошибками.
Предложение. Текст.
Главные члены предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Второстепенны члены предложения.
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
Различение нераспространенных и распространенных предложений.
Распространение предложений.
Распространение предложений.
Знакомство с однородными членами предложения.
Дополнение предложения однородными членами.
Дополнение предложения однородными членами.
Дополнение предложения однородными членами.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме: «Предложение».
Работа над ошибками.
Повторение. Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Составление рассказа по опорным словам.
Разбор слов по составу. Рассказ по сюжетным картинкам.
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Составление рассказа по началу.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Работа с текстом.
Части речи. Работа с диалогом.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

Составление текста письма другу (родственнику).
Грамматические признаки имен существительных. Работа с диалогом.
Морфологический разбор имени существительного.
Составление рассказа по картинке.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Грамматический разбор предложений. Работа с текстом.
Однородные члены предложения. Работа с диалогом.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Работа с текстом.
Составление предложений с однородными членами. Поздравительная
открытка.
Работа с текстом.
Работа с диалогом.
Изложение по мотивам повести Н. Гарина-Михайловского « Тема и Жучка».
Грамматический разбор предложений.
Итоговый контрольный диктант.
Работа над ошибками. Обобщающий урок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».