Программа внеурочной деятельности Математический форум

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Математический форум» относится к
естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к
обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым
при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и
других математических играх и конкурсах. Занятия внеурочной деятельности должны
содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,
умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на
любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Основными целями проведения занятий являются:
 привитие интереса обучающимся к математике;
 углубление и расширение знаний по математике;
 развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений
обучающихся;
 воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи внеурочной деятельности:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач,
олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического
мышления, вовлечению в исследовательскую деятельность.
Сроки реализации программы: 3 года
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать
трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные и предметные результаты изучения курса является формирование
следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
2

- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
Содержание программы
№
1

Содержание курса

Форма организации и виды
деятельности
Беседы, математические
За страницами учебников.
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать игры, практические
удобные способы для выполнения конкретного работы.
задания;
-ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения той или иной
задачи . делать выводы на основе обобщения
знаний.
-включаться в групповую работу, участвовать в
обсуждении проблемных вопросов, развивать
навыки оценки и самоанализа
-аргументировать свою позицию , учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования
своего
суждения;
контролировать
свою
деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

2

Задачи практико-ориентированного содержания. Математические игры,
-анализировать текст задачи: ориентироваться в занятие-исследование,
тексте, выделять условие и вопрос, данные и проектная деятельность
искомые числа (величины);
-искать и выбирать необходимую информацию,
содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы;
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс
поиска и результат решения задачи.

3

Математический фольклор.
-строить речевые высказывания в устной и
письменной форме;
-уметь работать с различными источниками
информации;
3

Работа с научнопопулярной литературой,
практикумы-исследования,
занятия на пришкольном
участке, подготовка
проектов и газет.

4

5

6

7

-определять цель работы; планировать этапы её
выполнения, оценивать полученный результат;
выбирать наиболее эффективные способы решения
поставленных задач, делать выводы на основе
полученной информации, проводить сравнение
объектов.
-воспринимать информацию на слух, отвечать на
вопросы учителя. строить эффективное
взаимодействие с одноклассниками при
выполнении совместной работы.
Элементы логики, комбинаторики.
- владеть общим приемом решения задач;
- уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
- выстраивать аргументацию при доказательстве и
диалоге;
- выбирать рациональный способ вычислений и
поиска решений
- уметь работать в режиме диалога;
- уметь сопоставлять полученные математические
знания со своим жизненным опытом;
-учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
Решение логических задач
- уметь логически рассуждать при решении задач;
- уметь выдвигать гипотезы при решении учебных
задач, понимать необходимость их проверки;
- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и
создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Текстовые задачи
- уметь логически рассуждать при решении
текстовых арифметических задач;
- уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
- выстраивать аргументацию при доказательстве и
диалоге;
- выбирать рациональный способ вычислений и
поиска решений
- уметь работать в режиме диалога;
- уметь сопоставлять полученные математические
знания со своим жизненным опытом;
Геометрические задачи
-анализировать текст задачи: ориентироваться в
тексте, выделять условие и вопрос, данные и
искомые числа (величины);

4

Работа в группах,
математические игры,
практические работы.

Работа в группах,
математические игры,
практические работы.

Беседы, математические
игры, практические
работы.

Математические игры,
занятие-исследование,
проектная деятельность

8

-искать и выбирать необходимую информацию,
содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы;
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс
поиска и результат решения задачи.
Работа в группах,
Математика вокруг нас
- развивать математическое мышление и смекалку в математические игры,
ходе решения устных и полу устных заданий;
практические работы.
- осмыслить потребности семьи с низким уровнем
доходов, с высоким уровнем доходов, осознание
потребностей школьника;
- осознать потребности человека в организации
досуга, осмысление видов отдыха, сопутствующих
затрат, расчет затрат для разных видов отдыха;
- осмыслить потребность в математических
знаниях;
- развить навыки решения задач на проценты.

9

10

11

Решение олимпиадных задач
- уметь логически рассуждать при решении задач;
- уметь выдвигать гипотезы при решении учебных
задач, понимать необходимость их проверки;
- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и
создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Функция: просто, сложно, интересно
- вычислять значения функции, заданной формулой,
а также двумя и тремя формулами. Описывать
свойства функций на основе их графического
представления.
Интерпретировать
графики
реальных зависимостей;
- уметь читать графики и называть свойства по
формулам;
- осуществлять анализ объектов путём выделения
существенных и несущественных признаки.
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
- выполнять разные роли в совместной работе;
- развить поисковую деятельность учащихся,
научить их пользоваться техническими средствами
для получения информации.
Диалоги о статистике.
- выполнять перебор всех возможных вариантов для
пересчёта объектов и комбинаций;
- находить вероятность случайного события на
основе классического определения вероятности;
Приводить примеры достоверных и невозможных
событий;

5

Работа в группах,
математические игры,
практические работы.

Работа в группах,
индивидуальная работа,
математические игры,
практические работы.

Работа в группах,
практические работы.

12

13

14

15

- развивать способность учащихся планировать
свою деятельность и решать поставленные перед
собой задачи.
Орнаменты. Симметрия в орнаментах.
- распознавать плоские фигуры, симметричные
относительно прямой. Вырезать две фигуры,
симметричные относительно прямой, из
бумаги. Проводить прямую, относительно которой
две фигуры
симметричны. Конструировать орнаменты и
паркеты, используя свойство симметрии, в том
числе с помощью компьютерных программ;
-исследовать свойства
фигур,
симметричных
относительно плоскости, используя эксперимент,
наблюдение,
моделирование. Описывать их
свойства;
- находить в окружающем мире плоские и
пространственные
симметричные
фигуры.
Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии;
- конструировать орнаменты и паркеты, используя
свойство симметрии, в том числе с помощью
компьютерных
программ. Развить
поисковую
деятельность учащихся, научить их пользоваться
техническими
средствами
для
получения
информации. Способность учащихся планировать
свою деятельность и решать поставленные перед
собой задачи.
Быстрый счет без калькулятора
- уметь применять вычисли тельные навыки при
решении
практических
задач,
других
расчетах. Развить
поисковую
деятельность
учащихся, научить их пользоваться техническими
средствами для получения информации;
- строить монологическую речь в устной и форме,
участвовать в диалоге;
- адекватно воспринимать предложения и оценку
учителя;
- задавать уточняющие вопросы педагогу и
собеседнику. Способность учащихся планировать
свою деятельность и решать поставленные перед
собой задачи.
Оригами
- уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
моделировать условие с помощью схем, рисунков;
строить
логическую
цепочку
рассуждений;
критически оценивать полученный ответ;
- решать задачи из реальной практики, извлекать
необходимую информацию из текста, осуществлять
самоконтроль; моделировать
геометрические
объекты, используя бумагу.
Геометрические находки
6

Индивидуальная работа,
практические работы,
проектная деятельность

Работа в группах,
индивидуальная работа,
математические игры,
практические работы.

Беседа, практическое
занятие.

Работа в группах,
индивидуальная работа,

- вычислять площади квадратов, прямоугольников математические игры,
по
соответствующим
правилам
и практические работы.
формулам. Моделировать фигуры
заданной
площади,
фигуры,
равные
по
площади.
Моделировать единицы
измерения
площади. Выражать одни
единицы
измерения
площади
через
другие. Выбирать единицы
измерения площади в зависимости от ситуации;
- выполнять практико-ориентированные задания на
нахождение площадей. Вычислять площади фигур,
составленных
из
прямоугольников.
Находить приближённое
значение площади фигур, разбивая их на единичные
квадраты;
сравнивать фигуры
по
площади
и
периметру. Решать
задачи
на
нахождение
периметров
и
площадей
квадратов
и
прямоугольников;
- выделять в условии задачи данные, необходимые
для её решения, строить логическую цепочку
рассуждений, сопоставлять полученный результат с
условием задачи. Решать задачи на нахождение
периметров
и
площадей
квадратов
и
прямоугольников;
исследовать свойства
треугольников,
прямоугольников путём эксперимента, наблюдения,
измерения, моделирования, в том числе, с
использованием
компьютерных
программ. Формулировать утверждения о свойствах
треугольников, прямоугольников, равных фигур;
обосновывать,
объяснять на примерах, опровергать с помощью
контрпримеров
утверждения
о
свойствах
треугольников, прямоугольников, равных фигур.
Учебно-тематический план 8 класс
Дата
1
1-2

Тема занятия
Форма занятия
Решение логических задач
Задачи типа «Кто есть кто?» Индивидуальная
деятельность
Метод графов.

творческая

5-6

Задачи типа «Кто есть кто?»
Табличный способ
Круги Эйлера

7-8

Задачи на переливание

Коллективная
творческая
деятельность
Работа в группах.
Защита проектной работы.
Практикум-исследование.

9-10

Задачи на взвешивание

Практикум-исследование.

3-4

7

1112

Олимпиадные
математике.

1314
2
1516
1718
1920
2122

Математический КВН

2324
3
2526

Решение задач разных видов.

2728

2930
3132
3334
4
3536

3739

задания

по Практическое занятие
Игра

Текстовые задачи
Текстовые задачи, решаемые с Творческая работа в группах: поиск
конца.
ответа на вопросы задач
Задачи на движение.
Практикум-исследование.
Задачи на части
Занимательные
проценты

Практикум-исследование.
задачи

на Практикум-исследование.

Геометрические задачи
Выпуск экспресс-газеты на тему: Работа по группам: подбор
Архимед
материала, обсуждение. Урок в
библиотеке.
Геометрия на клетчатой бумаге
Решение задач на вычисление
площади многоугольника с помощью
клетчатой бумаги, способом
перекраивания и способом
достройки. Формула Пика.
Проектная работа. Презентация
Решение задач на площадь
Коллективная творческая
деятельность
Решение геометрических задач
Коллективная творческая
путём разрезания на части.
деятельность
Математическое соревнование.

Урок-соревнование.

Математика вокруг нас
Кому и зачем нужна математика?
творческая работа в группах: поиск
ответа на вопросы как используется
математика в быту, встречаются ли
математические понятия и
закономерности в природе
Домашняя бухгалтерия. Бюджет
творческая работа в группах по
семьи.
составлению таблицы доходов и
расходов школьника и семей с
различным уровнем дохода
обсуждение с родителями
потребностей семьи и затрат на эти
потребности

4041

Математика и режим дня

мини-проект по составлению для
себя режима дня на один день или на
неделю
8

Математика в медицине

Практикум-исследование.

Математика в спорте

Практикум-исследование.

Цена товара. Наценки и скидки.
Задачи на проценты.

Практикум-исследование.
Коллективная
творческая
деятельность

5153
5455

Штрафы и налоги

Практикум-исследование.

5658
5
6066

Деловая игра.

6768

Математический КВН

4244
4546
4750

Что и как экономят пчелы?

практическая деятельность с
моделями многоугольников на
исследование возможности покрыть
поверхность правильными
многоугольниками и вопроса
экономии расходных материалов
Блиц игра

Решение олимпиадных задач
Решение олимпиадных задач и
Математический бой
задач конкурса "Кенгуру"
КВН

Учебно-тематический план 9 класс
Дата
1
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
1112
2
1314
1518
3
1920

Тема занятия
Форма занятия
Функция: просто, сложно, интересно
Подготовительный этап:
Индивидуальная работа
постановка цели, проверка
владениями базовыми навыками
Историко-генетический подход к Беседа
понятию «функция»
Ограниченные и неограниченные Практикум-исследование.
функции
Исследование функций
Практикум-исследование.
элементарными способами
Функционально-графический
Работа в группах
метод решения уравнений
Функция: сложно, просто,
Дидактическая игра
интересно. «Восхождение на
вершину знаний»
Диалоги о статистике.
Статистические исследования
Работа в группах
Проектная работа по
Практическая работа
статистическим исследованиям
Защита проектов
Орнаменты. Симметрия в орнаментах.
Симметрия в орнаментах
Индивидуальная работа
9

21,
22
4
2324
2526
2728
5
2930
3132
6
3334
3536
3738
3940
4144
4548
4952
5354

Проектная работа: составление
Практическая работа
Защита проектов
орнаментов
Быстрый счет без калькулятора
Приемы быстрого счета
Беседа
Эстафета "Кто быстрей считает"

Игра

Математический бой

Игра

Техника оригами

Оригами
Беседа

Создание базовых форм

Практическое занятие

Геометрические находки
Выпуск математической газеты
Работа по группам: подбор
" От Евклида до Лобачевского "
материала, обсуждение.
Урок в библиотеке.
Осевая и центральная симметрия Групповая работа
в планиметрии.
Практическая работа
Решение геометрических задач с
Групповая работа
помощью понятия о центре
Практическая работа
тяжести
Теорема Птолемея и ее
Практикум-исследование.
приложения
Геометрические задачи на
Индивидуальная
творческая
местности.
деятельность
Десять планиметрических задач

Практикум-исследование.

Двоякое выражение площади(или
объема) как способ решения
геометрических задач
Выпуск математической газеты
Теорема Чевы

Практикум-исследование.

5960

Нахождение площадей
треугольников на клетчатой
бумаге.
Нахождение площадей
многоугольников на клетчатой
бумаге.
Нахождение площадей круга,
сектора на клетчатой бумаге.

6166

Решение других задач на
клетчатой бумаге.

6768

Игра «Самый умный».

5556
5758

Работа по группам: подбор
материала, обсуждение.
Урок в библиотеке.
Групповая работа
Практическая работа
Групповая работа
Практическая работа
Групповая работа
Практическая работа
Групповая работа
Практическая работа
Игра

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».