Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с изменениями и дополнениями
Описание образовательной программы
Описание программы
Цель программы: обеспечение выполнения требований ФГОС ОВЗ
обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) посредством создания
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и
реализации школой АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих
основных задач:
- формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся с ЗПР;
- становление и развитие личности в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение доступности
получения качественного начального общего образования;
- обеспечение преемственности основных
образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего
образования, среднего общего образования;
- выявление и развитие возможностей и
способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной
деятельности, проведения спортивно - оздоровительной работы, организацию
художественного творчества и др. с использованием системы секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- использование в
образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа;
- предоставление обучающимся
возможности для эффективной самостоятельной работы;
- участие педагогических
работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды;
- включение обучающихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды.
Демократические преобразования в
обществе и эволюционное развитие системы специального (коррекционного)
образования способствовали появлению и внедрению в практику идей инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с
нормально развивающимися сверстниками. В связи с этим появилась необходимость
придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребёнку,
имеющему нарушения в психофизическом здоровье, доступную и полезную для его
развития форму интеграции.
Для обучающихся с ЗПР в образовательной
организации организовано инклюзивное обучение, которое представлено следующим
вариантом – это совместное обучение нормально развивающихся обучающихся с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (основание решение и
рекомендации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК))
в общеобразовательных классах или обучение по индивидуальному учебному плану на
дому при наличии показаний.
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
В основу разработки и реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к
разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования.
АООП НОО обучающихся с ЗПР создается и
реализуется в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в
ФГОС ОВЗ обучающихся с ОВЗ к:
• структуре АООП НОО;
• условиям реализации АООП НОО;
- результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного
подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР
младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно - практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП НОО
обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и
личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение
мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и
поведения;
- обеспечение условий для
общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующий уровень, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся
с ЗПР положены следующие принципы:
- принципы государственной
политики РФ в области образования гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности
образовательной деятельности;
- принцип развивающей направленности
образовательной деятельности, ориентирующий его на развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при
проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования,
что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ЗПР;
- принцип целостности содержания образования,
поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие
предмета, а - «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование
деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми
видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и
навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося с ЗПР к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.