Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Описание программы
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического и речевого развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ЗПР
самостоятельно разрабатывается и утверждается МОУ СОШ № 4 г. Свирска в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее –
ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с
учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с ЗПР.
Адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР
определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее
реализации.
Структура АООП НОО обучающихся с
задержкой психического развития
АООП НОО для обучающихся с ЗПР
состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ЗПР
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее
назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает
пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП
НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет
общее содержание НОО обучающихся с ЗПР и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
- программу формирования
универсальных учебных действий;
- программу отдельных учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
- программу духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся с ЗПР; - программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает
учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области,
направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО обучающихся с ЗПР
В основу разработки и реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к
разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе
и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР
создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными
требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
-структуре АООП НОО;
-условиям реализации АООП НОО;
-результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного
подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР
младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно- практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП НОО
обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам
образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса
к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для
общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование н а следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с
ЗПР положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в
области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной
направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей
направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие
личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при
проектировании АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
- принцип целостности содержания образования,
поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие
предмета, а «образовательной области»;
- принцип направленности на
формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с
задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных
знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с
семьей.