Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (вариант 8.1) с изменениями и дополнениями
Описание образовательной программы
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при
разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих
основных задач:
― овладение обучающимися с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной
деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
― достижение планируемых
результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и
способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного
творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков проведении
КТД (коллективных творческих дел);
― участие педагогических
работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Принципы и подходы формирования АООП
АООП разработана на основе
деятельностного и дифференцированного подхода с опорой на принципы:
― принципы государственной
политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
― принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности,
предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и
практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих
первостепенное значение для решения практикоориентированных задач; ― принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий
взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования,
обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных
особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и
результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического
развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
― принцип направленности на
формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных
знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
АООП образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с
учетом их особых образовательных потребностей. Одним из важнейших условий
обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и
коммуникативному взаимодействию с ними.
АООП включает обязательную часть
и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть
АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.
Сроки реализации АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет
9 -13 лет.
В реализации АООП выделено два
этапа:
I этап ― (дополнительный первый
класс ―1)1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
Цель I-го этапа состоит в формировании основ
предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
Диагностико-пропедевтические
задачи I-го этапа:
1. выявить индивидуальные возможности каждого
ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на
овладение учебными умениями и навыками;
2. сформировать у обучающихся
физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность
к освоению АООП;
3. сформировать готовность к
участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и
индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и
внеурочное время;
4. обогатить знания обучающихся о социальном и
природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка,
аппликация, ручной труд, игра и др.).
II этап направлен на расширение,
углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных
предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире, навыками социализации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для
их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.