Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Описание программы
Основная образовательная
программа основного общего образования (далее – ООП ООО) МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4 г. Свирска» является локальным нормативным
документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска» (далее -
ФГОС). В программе конкретизируются положения новых образовательных стандартов
применительно к особенностям школы, состава обучающихся, места расположения,
педагогических возможностей. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательного процесса в МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4 г.Свирска».
В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ ООП ООО
разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы и
обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основных
образовательных программ, установленных соответствующими федеральными
государственными образовательными стандартами.
Программа определяет содержание
и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования
и направлена на индивидуализацию образования, информатизацию образовательного
процесса, формирование у обучающихся общей культуры, духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и
самосовершенствование всех подростков, обеспечение социальной успешности,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Содержательное наполнение
структуры образования в ООП ООО выполнено в логике требований к рамочному
описанию базовых компонентов, требований к соотношению частей основной
образовательной программы: обязательной части (70%) и части, формируемой
участниками образовательного процесса (30%).
Учебный план МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4 г.Свирска» составлен в соответствии с задачами по
реализации общеобразовательной программы основного общего образования.
Цели ООП ООО:
• Создать условия для реализации
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, обеспечивающего доступность качественного образования,
фундаментальную общеобразовательную подготовку всех обучающихся на уровне
функциональной грамотности и готовности к самообразованию.
• Сформировать необходимые
компетентности, обеспечить развитие личности в её индивидуальности,
самобытности, уникальности, неповторимости, сохранение и развитие здоровья у
всех обучающихся.
Достижение поставленных целей предусматривает
решение следующих основных задач:
1. Обеспечить соответствие
основной образовательной программы и условий организации образовательного
процесса требованиям Стандарта, требованиям Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2. Обеспечить преемственность
начального общего и основного общего образования, подготовку обучающихся к
осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной
траектории.
3. Обеспечение доступности
получения качественного основного общего образования, достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования всеми категориями обучающихся, в том числе детьми, имеющими особые
потребности.
4. Обеспечение эффективного
сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса,
взаимодействия всех его участников, психологопедагогическое сопровождение
процессов развития личности.
5. Выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через организацию
урочной, внеурочной общественно полезной деятельности с использованием
возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей.
6. Сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
Основная образовательная
программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития
детей 11 - 15 лет, связанных:
- с переходом от учебных
действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с
классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только
осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой
учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней
позиции учащегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на каждом
возрастном уровне (11 - 13 и 13 - 15 лет) благодаря развитию рефлексии общих
способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные
области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля
и оценки и перехода от самостоятельной постановки учащимися новых учебных задач
к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и
построению жизненных планов во временной перспективе;
- с формированием у учащегося
научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы,
нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными
средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием
учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях учащихся с учителем и
сверстниками;
- с изменением формы организации
учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к
лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Второй этап подросткового
развития (14 - 15 лет, 8 - 9 классы) характеризуется:
- бурным, скачкообразным
характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок
многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и
отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей
и переживаний;
- стремлением подростка к общению и совместной
деятельности со сверстниками; - особой чувствительностью к морально-этическому
«кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения
взрослого мира;
- процессом перехода от детства к взрослости,
отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или
«критического»;
- обострённой, в связи с
возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей
и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях,
порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных
понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; -
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между 6
потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной
неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой
подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания,
сопротивления и протеста);
- изменением социальной ситуации развития -
ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и
социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ,
телевидение, Интернет);
Программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 4 г.Свирска» дает возможность:
- реализовать права учащихся на получение
образования;
- соблюсти соответствие локальных актов
(устава школы, рабочих программ, учебного плана школы и пр.) государственным
документам, регламентирующим образовательный процесс для реализации
государственной программы образования;
- проанализировать материально-техническое
оснащение школы и определить пути улучшения его для наилучшей реализации ООП
ООО;
- проанализировать педагогические возможности
школы и определить пути, повышения квалификации, переквалификации учителей,
способствующие наиболее полной реализации цели ООП ООО;
- определить предпочтения учащихся и родителей
в получении образования в рамках образовательного пространства учебного
учреждения;
- определить приоритетные пути развития школы
с учетом интересов всех сторон, задействованных в образовательном процессе;
- продолжить формирование нормативно-правовой
базы по методической работе (положения, приказы, локальные акты);
- усилить работу по сохранению
здоровья школьников. Внедрять в практику работы всех педагогов школы
здоровьесберегающие технологии;
- способствовать развитию
дополнительного образования в школе.
Переход из младшей школы в среднюю -
переломный момент в жизни ребенка, т.к. осуществляется адаптация к новому
образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к
новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками. Педагоги основного звена
строят образовательный процесс в соответствии с этим возрастным периодом,
учитывая:
- эмоциональный настрой на предстоящую
деятельность,
- ослабление внешнего контроля за выполнением
домашнего задания,
- традиции классного коллектива в начальной
школе.
Действенным мотивом для
успешного обучения также остается ситуация успеха. Преемственность
обеспечивается за счет организации целенаправленной педагогической работы,
единства педагогических требований на ступени начального и основного общего
образования.
Принцип учета социального заказа
Социальный заказ формируется на
основе законодательных актов федерального и регионального уровней и ежегодного
мониторинга социокультурных потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей). Актуальность современного заказа общества образованию
определяется потребностью в творческой саморазвивающейся личности, способной
при успешной реализации своих личных потребностей и задач решать проблемы
общества. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в
котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти
себя, приобрести необходимый социальный опыт и уровень компетентности,
соответствующий возрастному этапу развития. Особенности социального заказа
отражены в общественном договоре с родителями (законными представителями)
обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска».
Принцип доступности качественного образования
Предполагает равные права детей
при приеме в школу, возможности изменения образовательного маршрута, его
индивидуализацию как удовлетворение познавательных запросов детей и учет
социального запроса.
Принцип системно-деятельностного подхода к организации процесса
образования.
Реализуется за счет организации
активной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности на
основе педагогических и образовательных технологий.
Принцип инновационной направленности образовательного процесса
Предполагает поиск
технологических решений обеспечения метапредметных результатов и социализации обучающихся,
организации внеурочной деятельности обучающихся, государственно-общественного
характера управления школой.
Принцип обеспечения метапредметного подхода к содержанию и организации
образовательного процесса
Предполагает направленность
процесса преподавания предметных областей на формирование универсальных учебных
действий, организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся на
уроках и во внеурочной деятельности, проведение интегрированных уроков и
разработку междисциплинарных элективных курсов, в частности, обеспечивающих
профориентацию обучающихся.
Принцип индивидуализации и дифференциации содержания и организации
образовательного процесса
Реализуется в процессе создания
условий для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся,
в том числе за счет дополнительного образования, психолого-педагогического
сопровождения и индивидуализации процесса преподавания.
Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся
Реализуется при организации
проектной и исследовательской деятельности, согласования содержания учебных и
дополнительных образовательных программ.
В школе реализуется базовая
организационная модель внеурочной деятельности на основе учебного плана с
оптимизацией внутренних ресурсов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4
г.Свирска» и сетевого взаимодействия. Работа школы в рамках данной модели
позволит избежать переутомления обучающихся, при этом будут учитываться
познавательные потребности детей, а также возрастные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами
работы:
-духовно-нравственное Целью является
обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина России.
-спортивно-оздоровительное направление Целью
является закрепление у обучающихся основ здорового образа жизни.
-общекультурное направление Цель - раскрытие
новых способностей обучающихся в области творчества.
-общеинтеллектуальное направление Цель-
расширение системы знаний, развитие мыслительных признаков.
-социальное Цель- развитие творческих
способностей школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание
трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки