Образовательная программа дополнительного образования детей
Уровень образования
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Аккредитация
Аккредитации не подлежит согласно части 1 статьи 92 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Язык(–и) на которых осуществляется обучение
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
ЮИД
Программа кружка «Юный инспектор движения» (ЮИД) для детей 8-11 лет разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения, учащихся на улицах и дорогах».
Направленность образовательной программы социально- педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, содействовать сохранению жизни и здоровья детей, приучению их к установленному порядку в сфере дорожного движения. Подготовка к участию в конкурсе "Безопасное колесо".
-
Мир информатики
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
-
Мини-футбол
Программа предназначена для детей в возрасте 8 - 18 лет. Период освоения программы - 8 лет. Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки, предусматривающий обучение на 2 этапах:
- этап начальной подготовки,
- тренировочный этап.
Актуальность программы определяется следующими факторами:
- пропаганда здорового образа жизнинедостаточность физической активности учащихся;
-стремление перспективных детей и подростков достичь высших спортивных
результатов.
Деятельность по Программе направлена на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом,
- создание условий для физического воспитания и физического развития,
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта — футбол,
- выявление, отбор одаренных детей, подготовка спортивного резерва,
- подготовка учащихся к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов спортивной подготовки:
1) принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, психологической, теоретической, технико-тактической подготовок).
2) принцип преемственности, который определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения для обеспечения в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
3) принцип вариативности, который предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенных задач спортивной подготовки. ФУТБОЛ (англ. football, от foot - нога и ball - мяч), спортивная командная игра, цель которой - забить как можно больше мячей в ворота соперника, и не пропустить в свои, используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнерам ногами, головой и др. частями тела - кроме рук. В матче побеждает команда, забившая больше голов. По популярности и распространенности на планете футбол является игровым видом спорта номер один, членами международной федерации футбола (FIFA) являются 208 национальных футбольных федераций. Во многих странах эта игра является частью национальной культуры и объектом национальной гордости, что во многом определяет тот уровень интереса, который проявляется к футболу, и тем процессам, которые его окружают, во всем мире
-
Юный эколог
Программа «Юный эколог» имеет естественно-научную направленность.
В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным и решающим образом связано с модернизацией системы образованияСтратегический приоритет политики в сфере детства – это развитие ценностей здорового образа жизни, в том числе формирование экологической культуры школьников, улучшение подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды.
Актуальность программы заключается в том, чтобы дети и подростки не бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные явления и связь между ними; могли объяснить, почему происходят изменения в разное время года. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
В коллектив можно набирать учащихся с 7 до 16 лет. Благодаря возможности варьировать степень сложности заданий и время на их исполнение, данная программа вполне может быть применима для разновозрастной группы учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели, 8,5 месяцев. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу. Основной формой проведения являются учебные занятия
-
Математический форум
Программа внеурочной деятельности «Математический форум» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Основными целями проведения занятий являются:- привитие интереса обучающимся к математике;
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие математического кругозора,
мышления, исследовательских
умений обучающихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи внеурочной деятельности:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления, вовлечению в исследовательскую деятельность.
Сроки реализации программы: 3 года
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 34 часа в год
- привитие интереса обучающимся к математике;
-
ДЮП
направленность.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство людей халатно и небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Таким образом, актуальность данной программы очевидна, ведь обучение мерам пожарной безопасности нынешних школьников очень важная составляющая профилактики борьбы с огнем. На занятиях ДЮП ребята учатся умению помочь себе и окружающим в экстремальных ситуациях. Во все времена это было ценным и редким качеством человека. Ведь в чрезвычайной ситуации помимо знаний, ещё очень важно умение сконцентрироваться и не растеряться.
Отличительной особенностью программы является то, что помимо обучения ребят правилам пожарной безопасности, с ними будут проводиться специальные игры и тренинги, способствующие более эффективной работе в команде. Кроме того, ряд несложных физических упражнений, который будет предложен им на занятиях, позволит укрепить организм, повысит силу и выносливость.
В коллектив можно набирать учащихся с 14 до 16 лет. Благодаря возможности варьировать степень сложности заданий и время на их исполнение, данная программа вполне может быть применима для разновозрастной группы учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели, 8,5 месяцев. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу. Основной формой проведения являются учебно-тренировочные занятия
-
Кукольный театр
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки, только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст - это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, и т.д.
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Кукольный театр» разработана в соответствии с нормативными документами : Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660); Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
-
Рукоделие
Общеразвивающая программа «Уникальная жизнь заурядным вещам» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска» и на основе содержания, структуры программы «Вторая жизнь вещей» Кутчер О.В.
Программа «Уникальная жизнь заурядным вещам» имеет социально-культурную направленность.
Практики
-
не предусмотрена
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Организация
электронного обучения с использованием дистанционных технологий в учреждениях
дополнительного образования
Нормативно-правовая
база
При организации дистанционного обучения необходимо
руководствоваться нормами, предусмотренными следующими нормативными
документами:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г № 273-ФЗ (ст.13,16,17);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей
(распоряжение правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ №
103 от 17 марта 2020 года «Об утверждении временного порядка сопровождения
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ №
104 от 17 марта 2020 года «Об организации образовательной деятельности в
организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего
профессионального образования, соответствующего дополнительного
профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской
Федерации»;
- письмо министерства просвещения Российской Федерации 1Д-39/04 от
19 марта 2020 года «О Методических рекомендациях по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ СПО и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики
Воронежской области от 23.03.2020 г. №266 «Об организации образовательной
деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции»;
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики
Воронежской области от 26.03.2020 г. №291 «О начале обучения по образовательным
программам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
- письмо департамента образования, науки и молодежной политики
Воронежской области от 23.03.2020 № 80-12/260 «О направлении методических
рекомендаций по организации дистанционного обучения в учреждениях
дополнительного образования».
Особенности
организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и
дистанционных образовательныхтехнологий
При организации обучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий образовательной организации
следуетразработать и утвердить локальный акто
переходе на электронное обучение и применение дистанционных образовательных
технологий при реализации дополнительных
общеобразовательныхобщеразвивающихпрограмм.
При разработке локального акта рекомендуется определитьперечень
электронных образовательных ресурсов(образовательная платформа,
социальная сеть, мессенджеры и т.д.) для реализации образовательного процесса,
порядок оказания учебно-методической помощи, проведение текущего контроля и
итогового контроля по реализуемым программам.
Локальным актом при необходимости определяется, какие элементы
календарно - тематического планане могут быть реализованы в
текущем учебном году, и какие темы определяются для самостоятельного освоения
учащимися.
Рекомендуется сформировать расписание занятий на все учебные дни в
соответствии с учебным планом по каждой программе, предусматривая
дифференциацию по объединениям и сокращение времени проведения занятия до 30
минут для обучающихся среднего и старшего школьного возраста и до 20-25 минут
для младшего школьного возраста.
Для перевода обучающегося на обучение с применением дистанционных
образовательных технологий, по образовательной программе необходимопроинформировать
обучающихся и их родителей (законных представителей)о реализации
дополнительных общеобразовательныхобщеразвивающихпрограмм или их
частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, в том числе ознакомить с расписанием занятий, графиком проведения
текущего контроля и итогового контроля, а также получить документальное
подтверждение наличие письменного заявленияот родителя
(законного представителя) о выборе формы дистанционного обучения.
Рекомендации
педагогам по подготовке и реализации образовательного процесса с применением
электронного обучения и дистанционных образовательныхтехнологий
Обучение с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий– это
занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением
учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных
пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней
обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и
др.
Педагогу следует обеспечить регулярную дистанционную связь с
обучающимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе
реализации образовательной программы с использованием дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий,
графиком проведения текущего контроля и итогового контроля.
Реализация педагогом образовательного
процесса
Образовательный процесс следует организовать в соответствии с
расписанием, утвержденным локальным актом Учреждения.
Занятие с применением дистанционных образовательных
технологийиэлектронного обучения можетвключать:
·
разработанные педагогом презентации с текстовымкомментарием;
·
online-занятие, видеолекция;оnline-консультация;
·
фрагменты и материалы доступных
образовательныхинтернет-ресурсов;
·
инструкции по выполнению практическихзаданий;
·
дидактические материалы/ технологическиекарты;
·
тестовыезадания;
·
контрольныезадания; идр.
Структура занятия с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие
в очной форме.
При проведении занятия с использованием дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения, в водной его части следует
обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить обучающимся технические
особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу
необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.
При работе с младшими школьниками педагог может организовать
тестовое подключение к образовательному ресурсу (образовательная платформа,
социальная сеть, мессенджеры и т.д.) в присутствии родителей для обучения
ребенка работе с ресурсом.
Педагогу следует определить степень участия родителей в
сопровождении обучающихся, предложить такие формы работы и виды деятельности, с
которыми ребенок может справитьсясамостоятельно.
Изучение теоретического материала можно организовать различными
способами:
·
использование готовых тематических видеолекций;
·
проведение занятий в режимеоnline;
·
размещение презентаций и текстовых документов в сетиИнтернет.
К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы
для самоконтроля и закрепления материала.
Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение
комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или групповыхпроектов.
При организации занятия педагогу рекомендуется не ограничивать
общение с обучающимися перепиской и размещенными в сети материалами для
изучения. Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию,
организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять возможность
индивидуальной консультации (социальные сети, телефон, мессенджеры). Важными
компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного
эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение
личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся.
Педагог может рассмотреть возможность записи занятия на цифровой
носитель для формирования и накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего
использования его материалов в образовательном процессе.
При организации образовательного процесса с применением
дистанционных образовательных технологий следует учитывать возрастные
особенности обучающихся. Руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях». Продолжительность онлайн-занятия, а также
время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или
другим электронным носителем не должно превышать 20 минут (для обучающихся 1-2
классов), 25 минут (для обучающихся 3-4 классов). Продолжительность
онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего школьного возраста -
30минут.
Методическая подготовказанятий
При организации обучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий педагог может использовать различные
средства обучения, специализированные ресурсы сети «Интернет» в соответствии с
целями и задачами образовательной программы, её характеристиками и возрастными особенностями
обучающихся.
При организации обучения следует выбрать электронные
образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть,
мессенджеры и т.д.) из перечня, утвержденного локальным актом Учреждения.
Педагогу рекомендуется использовать знакомые технологии,
основываться на том, что лучше всего знакомо ему и обучающемуся. Следует
предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут
справиться самостоятельно. Формат заданий может быть в виде творческих и
проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.
Для лучшей подготовки к занятию, систематизации материала,
построения логической последовательности изложения информации педагогу
рекомендуется спроектировать занятия на ближайший период, подготовить необходимые
материалы, видеолекции, задания, презентации, онлайн-семинары, мастер-классы и
др.
Следует обратить внимание на решение воспитательных задач
программы. С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий по
участию обучающихся в социально значимых мероприятиях различного уровня,
организованных в дистанционномрежиме.
Контроль посещения занятий и
освоения учебного материалаучащимися
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта
проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного
взаимодействия:
·
регистрация обучающихся на электронном ресурсе
(привозможности);
·
размещение учебного материала в сетиИнтернет;
·
выполнение обучающимися контрольных или тестовых заданий,
предъявленных педагогу в электронномвиде;
выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогудистанционно